Что будет с английским языком через 100 лет?

Что будет с английским языком через 100 лет

Делать прогнозы на столь отдаленное время сложно. Неизвестно, как достижения науки и техники повлияют на жизнь человечества. Сохранится ли оно вообще, и останется ли у людей потребность в классических языках. Но если события будут развиваться в том же ключе, как в последние десятилетия, можно сделать прогноз. Анализ прошлого с выявлением тенденций помогает прогнозировать будущее.

100 лет назад только начинался расцвет английского. Хотя Британская империя занимала половину мира, большинство королевских подданных не говорило на языке своих королей. Только в Индии и некоторых странах Африки образованные люди с тех пор привыкли говорить по-английски. Но их до сих пор не слишком много в процентах от всего населения.

Гораздо больше для продвижения языка в мировом масштабе сделали американцы. Точнее, их экономические успехи. 25% мировой экономики во второй половине 20 века приходилось на США. Финансы, торговля и биржи, затем самые разные отрасли бизнеса переходили на английский по всему миру. Нью-Йорк принял штаб-квартиру ООН.

К концу прошлого столетия новый стимул английскому придали компьютерные технологии. Операционные системы, прикладные программы, игры — все это изначально создавалось на английском, потом в лучшем случае переводилось на другие языки. В Америке возникла Кремниевая долина, куда привлекали программистов со всего мира. В США сосредоточены практически все крупные ИТ-компании: Microsoft, Apple, Google, IBM, Intel, и многие другие.

Информационные технологии развиваются, и цивилизационное лидерство Америки сохраняется. Хватит ли его на сто лет — трудный вопрос. Доля американской экономики в пределах мировой снижается, и уже составляет около 20%. Но английскому языку такие потери не грозят. Дело в том, что другие страны, изначально не англоязычные, тоже его поддерживают. Серьезных конкурентов на горизонте нет.

Вероятные соперники.

  • Китайский. Его знают полтора миллиарда человек, и Китай заполняет своими товарами весь мир. Но язык очень сложен для изучения. Среднему иностранцу нужно 7 лет, чтобы освоить пару тысяч иероглифов. Большинство китайских учеников к окончанию школы уже в очках, и вряд ли за границей захотят так напрягать детей. Им необходимы и другие знания. Ситуация осложняется традиционной закрытостью Китая, местным национализмом. Юань не стал конвертируемой валютой, поскольку его просто запрещают вывозить за рубеж в значительных количествах. В Китае низкая рождаемость, почти отсутствует иммиграция, и наметилась убыль населения.
  • Арабский. Число носителей быстро растет. Но распространению языка мешает слабая экономика, научно-техническое отставание, бедность и войны. Кроме того, арабский тоже технически сложен для иностранцев, привыкших к европейской графике и фонетике, наличию гласных букв в алфавите, чтению слева направо.
  • Русский. На территории бывшего СССР является международным. В интернете занимает второе место после английского по количеству созданных на нем сайтов. Но проблем хватает: противостояние с Западом, демографическая катастрофа. Российская экономика составляет только 1.5% мировой, и количество населения около того. Вряд ли в Европе или Китае в скором времени станут массово изучать русский язык.
  • Испанский. В южных штатах США уверенно прогрессирует, и даже кандидаты в президенты произносят на нем свои речи. Все же экономика Мексики не настолько сильна, чтобы претендовать на первые роли в мире. Другие страны еще меньше размерами, и раздроблены по региональным интересам.
  • Французский и немецкий. Они уже безнадежно проиграли сражение с английским. Наиболее популярные в прошлые века европейские языки сжались до уровня местных. Даже бывшие африканские колонии Франции постепенно переходят на английский.
  • Искусственные языки. Опыт эсперанто показал несостоятельность попыток приучить всех говорить на языке, созданном с нуля. Нужна надежная основа: демографическая, экономическая, научная и культурная. Как и биткоин пока не угрожает национальным валютам.

Изменение подхода к изучению.

Перспективы английского радужные. При экстраполяции нынешних тенденций он и через 100 лет останется лидером. Но методика обучения меняется. Раньше иностранный изучали, начиная с 4 класса школы, и в объеме, недостаточном для устного общения. Теперь все чаще дети учатся говорить дома, еще в дошкольном возрасте. Английский становится по-настоящему вторым языком для людей, и в мире все больше двуязычных. Первым он не станет, например, для китайца. Но даже на родине китайцу приходится говорить по-английски, если он хочет больше зарабатывать, общаться с туристами или иностранными партнерами. За границей тем более нет выбора.

По прогнозам, в ближайшие десятилетия исчезнет большинство экзотических языков. Останутся только крупнейшие. Среди них английский уверенно занимает первое место, и количество носителей растет. Уже скоро его будут изучать с раннего детства 2 миллиарда человек. Через сотню лет англоговорящих станет еще больше.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокрутить вверх
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x